На главную страницу

СПАМ

На электронные адреса пользователей Сети Интернет приходит все больше и больше непрошеной корреспонденции рекламного характера. Такие письма называются в Сети «спамом».

Спам - это анонимная массовая нежелательная рассылка (как коммерческая, так и некоммерческая).

Поясним это определение.

Анонимная: как правило, основной ущерб наносят автоматические рассылки со скрытым или поддельным обратным адресом.

Массовая: именно массовые и только массовые рассылки являются настоящим бизнесом для спамеров (в случае коммерческой рассылки) и настоящей проблемой для пользователей.

Непрошенная: очевидно, подписные рассылки и конференции не должны подпадать под наше определение (хотя условие анонимности и так в значительной мере это гарантирует).

Наиболее распространенные виды

1. Реклама

Эта разновидность спама встречается наиболее часто — некоторые компании, занимающиеся легальным бизнесом, рекламируют свои товары или услуги с помощью спама. Они могут осуществлять его рассылку самостоятельно, но чаще заказывают её тем компаниям (или лицам), которые на этом специализируются. Привлекательность такой рекламы заключается в её сравнительно низкой стоимости и (предположительно)

2.Реклама незаконной продукции

С помощью спама часто рекламируют продукцию, о которой нельзя сообщить другими способами, например порнографию, лекарственные средства с ограничениями по обороту, ворованную информацию (базы данных), контрафактное программное обеспечение.

3.Антиреклама

Запрещённая законодательством о рекламе информация, порочащая конкурентов и их продукцию, также распространяется с помощью спама.

4.«Нигерийские письма»

Иногда спам используется для того, чтобы выманить деньги у получателя письма. Наиболее распространенный способ получил название «нигерийские письма», потому что большое количество таких писем приходило из Нигерии. Такое письмо содержит сообщение о том, что получатель письма может получить каким-либо образом большую сумму денег, а отправитель может ему в этом помочь. Затем отправитель письма просит перевести ему немного денег под предлогом, например, оформления документов или открытия счета. Выманивание этой суммы и является целью мошенников.

5.Фишинг

"Фишинг" (phishing — рыбалка) — ещё один способ мошенничества с помощью спама. Он представляет собой попытку спамеров выманить у получателя письма номера его кредитных карточек или пароли доступа к системам онлайновых платежей. Такое письмо обычно маскируется под официальное сообщение от администрации банка. В нем говорится, что получатель должен подтвердить сведения о себе, иначе его счёт будет заблокирован, и приводится адрес сайта (принадлежащего спамерам) с формой, которую надо заполнить. Среди данных, которые требуется сообщить, присутствуют и те, которые нужны мошенникам. Для того, чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление этого сайта также имитирует оформление официального сайта банка.

6.Другие виды спама

- Рассылка писем религиозного содержания или «писем счастья».

- Массовая рассылка для вывода почтовой системы из строя

- Массовая рассылка от имени другого лица, для того чтобы вызвать к нему негативное отношение.

- Массовая рассылка писем, содержащих компьютерные вирусы (для их начального распространения).

- Рассылка писем, содержащих душещипательную историю (как правило, о больном, либо пострадавшем в результате несчастного случая ребёнке) с информацией о том, что за каждую пересылку письма некий Интернет-провайдер якобы выплатит семье пострадавшего определённую сумму денег «на лечение». Целью такой рассылки является сбор e-mail адресов — после многочисленных пересылок «всем знакомым» в тексте такого письма часто содержатся e-mail-адреса всех, кому оно было переслано ранее. А в числе очередных адресатов вполне может оказаться и инициировавший его спамер.

Есть также два типа массовых рассылок, которые обычно не относят к категории спама, потому что они осуществляются неумышленно. Однако они создают такие же (или даже более серьёзные) проблемы для администраторов сетей и конечных пользователей.

- Вредоносные программы определённого типа (почтовые черви) распространяются с помощью электронной почты. Заразив очередной компьютер, такой червь сканирует компьютер в поисках e-mail адресов и рассылает себя по этим адресам.

- Некоторые антивирусные программы получив зараженное письмо, посылают по обратному адресу уведомление о вирусе (в то время как почтовые черви часто подставляют в качестве обратного адреса случайно выбранный). В результате, десятки людей, никак не связанных с рассылкой, получают сообщения о том, что их компьютеры заражены.

- Индивидуальные сообщения, тематика которых не имеет к адресату прямого отношения.

- Подписка человека на список рассылки без его ведома или желания.

- Помещение в конференцию, USNET, дискуссионный лист, гостевую книгу сообщений, не имеющих отношения к заданной тематике (off-topic) или сообщений являющих собой прямую рекламу(если это не разрешено установленными там правилами).

Чем же так плох спам ?

Зачастую пользователи просто не обращают внимания на сетевую рекламу, удаляя такие сообщения из своих почтовых ящиков. На самом деле пагубность таких рассылок заключается в том, что спамеру это практически ничего не стоит, зато дорого обходится всем остальным, как получателю спама так и его провайдеру. Большое количество рекламной корреспонденции может привести к излишней нагрузке на каналы и почтовые серверы провайдера, из-за чего обычная почта, которую, возможно, очень ждут получатели, будет проходить значительно медленнее. Спамер практически ничего не платит за то, что передает почту. За все расплачивается получатель спама, оплачивающий своему провайдеру время в Сети, затрачиваемое на получение не запрошенной корреспонденции с почтового сервера.


Потери от спама в Европе в 2004 - 2008 гг.
Год 2004 2005 2006 2007 2008
Всего (млрд. евро) 9,2 17,1 30,3 51,1 85,4
% роста   86,7% 77,4% 68,5% 67,2%

Из чего же складываются такие огромные цифры? Во-первых, это потери рабочего времени и потери производительности. Различные источники называют разные цифры, показывающие, сколько времени тратит пользователь на обработку (прочтение, уверенное определение и удаление) одного спамерского письма - от 4 до 84 секунд. В среднем каждый офисный работник ежедневно получает 29 спам-писем и тратит на обработку каждого письма около 30 секунд. То есть получается, что работники тратили 3,1% рабочего времени на «обработку» спама.

Но не стоит забывать, что не только из потери рабочего времени состоит ущерб от спама. В итоговую цифру следует добавить расходы на трафик, аппаратное и программное обеспечение, которое обрабатывает спам-трафик, заработную плату администраторов, а также такие трудно подсчитываемые параметры как упущенная выгода и риск заражения вирусом (не секрет, что вместе со спам-рассылками рассылаются и вредоносные программы).

Это довольно доходный бизнес, который приносит своим владельцам немалые деньги. Не рассуждая долго о возможных заработках спаммеров, приведем фотографию экрана, снятую с одного из множеств спамерских форумов. Объявление предлагает за 400$ разослать любое рекламное сообщение на 5 000000почтовых адресов. Причем, если обратить внимание на скорость рассылки, указанную в объявлении, - около 25 миллионов сообщений в сутки, - то можно понять, что для рассылки используется довольно большая сеть 'зомби' - компьютеров.

Что же такое 'зомби'-компьютеры, и почему они так опасны? Сам термин 'зомби' очень точно отражает суть происходящего с компьютером после заражения одной из программ удаленного администрирования (троянские программы - backdoor). Зараженный компьютер начинает выполнять команды удаленного злоумышленника, тратя свои ресурсы на выполнение несанкционированных пользователем действий. Фактически, пользователь перестает контролировать свой компьютер, и поведение компьютера, и выполняемые задачи могут оказаться неприятным сюрпризом.

Все эти троянские программы создаются с одной единственной целью - получения финансовой выгоды. И именно спамеры являются основными потребителями услуг вирусописателей. Получается некоторый симбиоз - спамеры являются клиентами вирусописателей, а те, в свою очередь, - клиентами спамеров.

Как известно, написание и распространение вредоносных программ - это уголовно наказуемое деяние во многих странах, и авторы троянских программ ходят, как говорится, 'под статьей', чего нельзя сказать о спамерах.

Кроме того, спаммеры, как правило, cобирают e-mail-адреса с помощью специального робота из следующих мест:

- веб-страницы;

- конференции Usenet;

- списки рассылок;

- электронные доски объявлений;

- гостевые книги;

- чаты.

У спамера есть очень много методов узнать Ваш адрес электронной почты, чтобы потом производить по нему рассылки. Есть масса программ, которые собирают адреса людей, пишущих письма в телеконференции и группы новостей. Такие программы способны собрать за час тысячи адресов и создать из них базу данных для дальнейшей рассылки по таким адресам спама. Некоторые из спамеров в своих рассылках предлагают приобрести компакт диск с такой информацией. Еще один метод состоит в том, что спамеры просматривают различные периодические издания, откуда извлекают адреса электронной почты фирм, подавших объявление. Собранные таким образом адреса либо непосредственно используются самими собирателями, либо продаются третьей стороне.

Помните, любая Ваша активность в сети рано или поздно приведет к тому, что вы станете очередной жертвой спаммеров.


Впрочем, противостоять спаму может любой. Как это правильно сделать, можно узнать здесь.


В начало страницы
Hosted by uCoz